|
…и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций). В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы: Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального идеала. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – устойчивое отожествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуации, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действительными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другим значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. (Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь?) Понимание – этот ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающихся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: - общеобразовательных дисциплин; - произведений искусства; - периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; - духовной культуры и фольклора народов России; - истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; - жизненного опыта своих родителей и прародителей; - общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных культурных практик; - других источников информации и научного знания. Решение этих задач заложено в предметных программах и учебниках. В их содержании гармонично сочетаются специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Виды деятельности | Формы занятий | 1. Получение первоначальных представлений о конституции РФ, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом, гербом и флагом Тверской области. | - беседы, - классные часы, - чтение книг, - изучение предметов (окружающий мир, литературное чтение) | 2. Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнение патриотического долга, с обязанностями гражданина. | - беседы, - экскурсии, - просмотр кинофильмов, - путешествие по историческим и памятным местам, - изучение предметов (окружающий мир, литературное чтение) | 3. Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России. | - беседы, - сюжетно-ролевые игры, - просмотр кинофильмов, - уроки-путешествия, - творческие конкурсы, - фестивали, - тематические праздники, - экскурсии; туристско-краеведческие экскурсии, - изучение предметов (окружающий мир, литературное чтение) | 4. Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников. | - беседы, - классные часы, - просмотр учебных фильмов, -мероприятия и события, посвящённые государственным праздникам, - смотр строя и песни. | 5. Знакомство с музеями, памятниками культуры, истории. | - экскурсии в музеи, - участие в творческих тематических выставках, посвященных подвигам Российской армии, - встречи с ветеранами - участие в программах. | 6. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. | - беседы, - народные игры, - участие в программах, -организация национально-культурных праздников. | 7. Участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографией выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. | - встречи с интересными людьми, - родители – выпускники школы. | Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Виды деятельности | Формы занятий | 1.Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. | - беседы, - экскурсии, - участие в творческой деятельности, - литературные гостиные, - художественные выставки. | 2.Ознакомление (по желанию) с традиционными религиозными культурами | - уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики», - экскурсии в соборы, в места богослужения, -добровольное участие в религиозных праздниках, - встречи с религиозными деятелями, - участие в проектах по данной теме. | 3. Участие в уроках этики, внеурочных мероприятиях, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия. | - уроки этики, - игровые программы, - внеурочные мероприятия. | 4. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков. | - беседы, - классные часы, - просмотр учебных фильмов, - ролевые игры. | 5. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и ОУ – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности. | - беседы, - коллективные игры, - коллективное обсуждение, -внеклассные мероприятия (праздники, проекты, походы, экскурсии). | 6. Участие в благотворительности, милосердии, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, природе | - участие в благотворительных акциях, - участие в акции милосердия, - волонтёрское движение, - шефство над памятниками ВОВ, - шефство над ветеранами ВОВ, -проведение Дней пожилых людей, -социальные проекты. | 7. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. | -беседы о семье, о родителях, прародителях, -праздники, соревнования «Моя дружная семья», - творческие мероприятия, - выставки «Хобби моей семьи», - составление генеалогического древа семьи, - творческие работы («Моя семья», «Мои родители», «Бабушка и дедушка», «Военные реликвии моей семьи») | 8. Расширение опыта позитивного взаимоотношения в семье | - творческие презентации, -мероприятия, раскрывающие историю семьи, преемственность между поколениями. | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества. Виды деятельности | Формы занятий | 1. Участие обучающихся в экскурсиях, во время которых знакомятся с различными видами труда, профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий. | - экскурсии по селу, -экскурсии на производственные мероприятия, - встречи с интересными людьми, - круглые столы. | 2. Знакомство с профессиями своих родителей, с трудовыми династиями. | -исследовательские работы, проекты, - уроки краеведения в курсе предмета «Окружающий мир» - творческие проекты «Труд наших родителей», - конкурсы рисунков, коллажей, -фотовыставки. | 3. Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности. | - праздники труда, - ярмарки, - конкурсы «Все работы хороши», - город мастеров, - профориентация. | 4.Приобретение опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду. | - презентация учебных и творческих достижений, - шкатулка Творчества, - портфолио ученика. | 5. Применение творческих знаний, полученных при изучении учебных предметов на практике. | - тематические недели по предметам, - интеллектуальный марафон, - олимпиады по предметам, - научно-практические конференции, - чемпионаты. | 6. Участие в общественно-полезной деятельности на базе ОУ в учебное и внеучебное время. | - субботники, - трудовые десанты, - озеленение кабинета, - трудовые акции. | 7. Приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома. | - режим дня, - занятость в кружках, - внешний вид ученика, - уроки этикета, -дежурство в столовой (по желанию). | 8. Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, с воинами-выпускниками, служившими в рядах российской армии, с выпускниками, показавшими достойные примеры высокого профессионализма. | - беседы, - встречи, - праздники. | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Виды деятельности | Формы занятий | 1. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой. | - изучение предметов (окружающий мир, литературное чтение), - беседы, - просмотр фильмов, - классные часы. | 2. Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе. | - экскурсии, - прогулки, - туристические походы, -путешествие по родному краю, стране, -школьный праздник «Золотая осень». | 3. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности. | - экологические акции, - экологические социальные проекты, -экологические праздники и события, - экологический марафон. | 4. Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства. | - работа с семьёй. | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Виды деятельности | Формы занятий | 1. Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России. | -изучение предметов (ИЗО, музыка, технология), -встречи с представителями творческих профессий, - посещение выставок. | 2. Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. | -занятия в кружках художественно-эстетического направления, -система экскурсионно-краеведческой деятельности, - внеклассные мероприятия, - тематические выставки. | 3. Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества. | -уроки технологии, ИЗО, -занятия в кружках художественно-эстетического направления. | 4. Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, посещение объектов художественной культуры. | - выставки семейного творчества, - музыкальные вечера, - экскурсии в музеи, - участие в эстетическом оформлении кабинета к мероприятиям, к праздникам. | 5.5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования осуществляются образовательным учреждением, семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающихся. Важным условием успешной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения. Формы взаимодействия: участие представителей общественных организаций и объединений, традиционные религиозные организации с согласия обучающихся и их родителей в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования; реализация педагогической работы указанных организаций и объединений с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и одобренных педагогическим советом ОУ и Советом Учреждения ОУ; проведение совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в ОУ. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. 1 класс | Дата проведения | Тема собрания | Форма проведения | сентябрь | «Здоровая семья: духовно- нравственные аспекты». | Родительское собрание. | октябрь | «Друзья моего ребенка. Кто они?» | Дискуссионная беседа. | ноябрь | «Роль общения в жизни школьника». | Беседа. | январь | Вечер вопросов и ответов «Духовный мир человека». | Круглый стол. | март | «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка». | Беседа. | | | | 2 класс | сентябрь | «Роль отца и матери в семье». | Родительское собрание. | октябрь | «Что такое духовность человека?» | Консультационное собрание. | февраль | «Русским чаем угощаем». | Музыкально-игровой вечер. | апрель | Вечер вопросов и ответов «Моральный долг и совесть человека». | Круглый стол. | 3 класс | сентябрь | «Азбука нравственности». | Диспут. | ноябрь | «Моральный долг и совесть человека. В чем они проявляются?» | Круглый стол. | январь | «Дело было вечером, делать было нечего…» или «Как нам организовать досуг ребенка?» | Беседа-диалог. | март | «Нам вместе весело!» | Семейный праздник. | 4 класс | Сентябрь | «Эмоции и чувства в разговоре с ребенком». | Круглый стол. | Декабрь | «Что для детей «малая родина»?» | Консультация. | Март | «Семейные проблемы. Как их решать?» | Родительский ринг. | Май | «Семейный альбом». | Тренинг. | Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающихся. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Необходимо восстановление с учётом современных реалий накопленных в нашей стране в советский период её истории позитивных традиций содержательного педагогического взаимодействия семьи и ОУ, систематического повышения педагогической культуры родителей. Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статье 38, 43, Конституции Российской Федерации, в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации «Об образовании». Система работы МБОУ «Ворошиловская ООШ» по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих принципах: совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности программ; сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания. 5.6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности. Направление воспитания | Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. | 1.Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению. 2.Обучающиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга. 3.Обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции. 4.Обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации. 5. Обучающиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, семьянина, товарища. | Развитие нравственных чувств и этического сознания. | Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль; честность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности. | 1.Обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп. 2.Обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста. 3. Обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям. 4. Обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, оказавшемуся в трудной ситуации. 5.Формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. 6. Обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие. | 1.Сформировано ценностное отношение к труду и творчеству. 2. Обучающиеся имеют элементарные представления о различных профессиях. 3. Обучающиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста. 4. Обучающиеся осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового. 5. Обучающиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности. 6. Обучающиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности. | Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). | Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание | 1.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе. 2. Обучающиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. 3.У обучающихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе. 4. У обучающихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. | Формирование ценностного отношения к прекрасному; формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). | Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. | 1.Обучающиеся имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. 2. Обучающиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России. 3. У обучающихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний. Отношения к окружающему миру и самому себе; самореализации в различных видах творческой деятельности. 4. Обучающиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье. | Обучающиеся должны достигнуть: ü воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в
|
|