Инвариантная часть учебного плана

 1 класс

2 класс 

3 класс 

4 класс 

 

Филология

Русский язык

5

5

5

5

20

 

Литературное чтение

4

4

4

4

16

 

Иностранный язык (Немецкий язык)

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естество­знание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая

культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

-

0,5

0,5

Итого

21

23

23

23,5

90,5

                                             Внеурочная деятельность – 1 класс 

 

 

Направление

 

Формы   организации внеурочной деятельности

 

Кол-во часов в неделю

 

Спортивно-оздоровительное

Кружок «Чемпион»

1

Кружок «Если хочешь быть здоров»

2

Научно-познавательное

Кружок «Юный книголюб»

1

Кружок «Зелёная планета»

1

Кружок «Занимательная математика»

1

Художественно-эстетическое

Кружок «Волшебный карандаш»

1

Кружок «Юный дизайнер»

2

Духовно-нравственное

Кружок «Азбука вежливости»

1

Всего

10

                                   

                                Максимально допустимая учебная нагрузка 

 

Предметные области

Предметы

    Количество часов  в год

Всего 

 

 

1 класс

2 класс 

 

3 класс

4 класс

Филология

Русский язык

165

170

170

170

675

 

Литературное чтение

132

136

136

136

540

 

Иностранный язык  (Немецкий язык)

    -

68

68

68

204

Математика и информатика

Математика

132

136

136

136

540

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

66

68

68

68

270

Искусство

Музыка

33

34

34

34

135

Изобразительное искусство

33

34

34

34

135

Технология

Технология

33

34

34

34

135

Физическая культура

Физическая культура

99

102

102

102

405

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

-

-

17

17

 

ИТОГО

693

782

782

799

3056

Максимально    допустимая    недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе

693

782

782

799

3056

Внеурочная деятельность

330

340

340

340

1350

                         

 

Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе «Школа России»

1. Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» авт. Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.

2. Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф. и др.

3. Завершенная предметная линия учебников «Математика» авт. Моро М.И. и др.

4. Завершенная предметная линия учебников «Информатика» авт. Бененсон

5. Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» авт. Плешаков А.А.

6. Завершенная предметная линия учебников «Технология» авт. Геронимус.Т.М. и др.

7. Завершенная предметная линия учебников «Музыка» авт. Кабалевский Д. др.

8. Завершенная предметная линия учебников «Изобразительное искусство» КузинВ.С.

9. Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура» авт. Лях В.И.

10. Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык» авт. Бим И.Л. и др.

 

 

 

 

IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.  

Цель программы: создать условия для формирования  и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную деятельность.

  Задачи программы:

 

 

 

  • актуализировать ценностные ориентиры начального образования;

 

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

 

  • выявить связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

 

  • использовать  типовые задачи формирования УУД;

 

  • создать условия для формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

4.1.Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования.

   ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования  следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:

-  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

- доброжелательность, доверие и  внимание к людям;

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

-  формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

            - умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.

 4.2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. 

    В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный  и коммуникативный.

    Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

    - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

    - смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.

     - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

    Регулятивные универсальные учебные действия  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

     - целеполагание  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

     - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

     - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

     - контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

     - коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

      - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

     - саморегуляция  как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

     Познавательные универсальные учебные действия  включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

      Общеучебные универсальные действия:

      - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

      - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

      - структурирование знаний;

      - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

      - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

      - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

      - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

      - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

     Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

      - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

      -преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

     Логические универсальные действия:

      - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

      - синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

      - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

      - подведение под понятие, выведение следствий;

      - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

      - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

      - доказательство;

      - выдвижение гипотез и их обоснование.

       Постановка и решение проблемы:

      - формулирование проблемы;

      - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

     Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

     К коммуникативным действиям относятся:

      - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

      - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

      - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

      - управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

      - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

     Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учёбной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий  (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

     Универсальные учёбные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

      - из общения и сорегуляции развивается способность ребенка регулировать свою деятельность;

      - из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;

       - из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка.

     Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

     По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

     Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося.

 4.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. 

   Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

   На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающегося логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдологического мышления. Существенную роль в этом играют учёбные предметы.

   Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

   В частности, учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Изучение русского языка создает условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

    «Литературное чтение». Требования к результатам изучения учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

    Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

    Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

   - смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию обучающегося в системе личных смыслов;

   - самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

   - основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

   - эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

   - нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

   - эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

   - умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

   - умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

   - умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

   - умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

    «Иностранный язык» обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

   - общему речевому развитию на основе формирования обогащённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

   - развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

   - развитию письменной речи;

   - формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояния и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать свое мнение в понятной для собеседника форме.

    Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создает необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирование гражданской идентичности личности, преимущественно в ее общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

    Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

    «Математика». На ступени начального общего образования этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий, в первую очередь логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также планирование (последовательности действий по решению задач), систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий, аксиоматику, формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

    Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования.

Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование. С их освоения и должно начинаться овладение моделированием. Кроме того, обучающийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.

    «Окружающий мир». Этот предмет выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

    В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

    - умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

   - формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

    - формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры обучающихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

    - развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

    В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

    Изучение предм… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz